Суббота - 20.04.2024 - 13:48     тел. 8 (343) 222-36-00
FAQ

ТОС - что это такое? Территориальное общественное самоуправление

Давайте разберемся. Формы гражданской самоорганизации по месту жительства именуются территориально-общественным самоуправлением (ТОС). Подобные организации нужны для прямого участия населения в реализации местного управления на разных уровнях: муниципальном, районном, домовом и т. д. ТОС создается в соответствии с ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Проводятся специальные конференции и собрания, на которых решаются вопросы разной степени важности. 

В России ТОСы появились только в 1995 году. Согласно закону, эти органы не входят в состав ЖЭКа и не носят массового характера. На данный момент ТОС определяется как самоорганизационная гражданская инстанция, расположенная на определенной территории муниципального образования. ТОС может реализовываться селом, жителями подъезда, многоквартирным домом, совокупностью домов, отдельным микрорайоном или иными территориальными образованиями.

На сегодняшний день понятие территориального общественного самоуправления известно далеко не всем россиянам, согласно статистике, лишь 39 % от общего населения. И это далеко не лучший показатель. Граждане обладают недостаточной правовой культурой, из-за чего вынуждены терпеть не самую качественную работу ЖЭКа.

Территориальное общественное самоуправление (ТОС) является самой распространенной формой участия населения в осуществлении местного самоуправления. Право граждан на ТОС закреплено в ст. 27 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ. Под ТОС понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

ТОС нельзя считать публичной властью, несмотря на то что оно является составной частью системы местного самоуправления. Местное самоуправление и ТОС отличают следующие моменты.

1. Законодательство устанавливает, что ТОС – это не публично-властный институт, а форма самоорганизации граждан. ТОС создается по желанию жителей.
2. Участники ТОС не решают вопросы местного значения, а осуществляют собственные инициативы по этим вопросам. Тем самым решения ТОС не носят обязательного характера для органов местной власти.
3. ТОС осуществляется на отдельных территориях муниципального образования.
Границы территории, на которой осуществляется ТОС, устанавливаются представительным органом поселения по предложению населения, проживающего на данной территории. ТОС может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.

Для создания ТОС на определенной территории логично в качестве обязательных определить следующие условия: 1) границы территории ТОС не могут выходить за пределы территории поселения; 2) на определенной территории не может быть более одного ТОС; 3) территория, на которой осуществляется ТОС, должна составлять единую территорию; не допускается осуществление ТОС на территориях, не граничащих между собой.

Федеральное законодательство устанавливает общие требования к организации и деятельности ТОС. Непосредственно же порядок организации и осуществления ТОС, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования или нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Обязательными вопросами, которые должны найти отражение в уставе ТОС, являются: территория, на которой осуществляется ТОС; цели, задачи, формы и основные направления деятельности ТОС; порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов ТОС; порядок принятия решений; порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами; порядок прекращения осуществления ТОС.

Дополнительные требования к уставу ТОС органами местного самоуправления устанавливаться не могут.


Законодательство выделяет два порядка регистрации ТОС: регистрация устава ТОС и государственная регистрация ТОС в качестве юридического лица. ТОС считается учрежденным с момента регистрации его устава уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения. Порядок регистрации устава ТОС определяется уставом муниципального образования или нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Регистрация Устава ТОС представляет собой действие уполномоченного органа местного самоуправления, осуществляемое посредством внесения в реестр ТОС сведений об учреждении ТОС.

'ГОС может являться юридическим лицом, если это предусматривает его устав. В этом случае ТОС подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ не устанавливает конкретной организационно-правовой формы некоммерческой организации для ТОС.

Федеральный закон "О некоммерческих организациях" выделяет следующие формы некоммерческих организаций: общественные или религиозные организации (объединения), некоммерческие партнерства, учреждения, автономные некоммерческие организации, социальные, благотворительные и иные фонды, ассоциации и союзы. Естественно, что в форме фондов или религиозных организаций ТОС создавать бессмысленно. Орган местного самоуправления, принимая муниципальные правовые акты, регламентирующие порядок создания ТОС, не вправе обязывать ТОС устанавливать конкретную организационно-правовую форму. Однако оптимальной организационно-правовой формой для ТОС представляется автономная некоммерческая организация. Конечно, ТОС имеет полное право не регистрироваться в качестве юридического лица. Однако в таком случае ТОС не сможет в полной мере распоряжаться денежными и материальными средствами, что будет свидетельствовать о неполноценности ТОС.

Деятельность ТОС осуществляется непосредственно населением путем проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов ТОС. Органы ТОС избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.

Собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших 16-летнего возраста. Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших 16-летнего возраста.

К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих ТОС, относятся: установление структуры органов ТОС; принятие устава ТОС, внесение в него изменений и дополнений; избрание органов ТОС; определение основных направлений деятельности ТОС; утверждение сметы доходов и расходов ТОС и отчета о ее исполнении; рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов ТОС.

Органы ТОС осуществляют следующие полномочия: представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории; обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан; могут осуществлять хозяйственную деятельность по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами ТОС и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета; вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.

Например, в муниципальном образовании "город Екатеринбург" официально зарегистрировано 42 ТОСа. Из них: в Верх-Исетском районе – 4; в Железнодорожном районе – 7; в Кировском районе – 6; в Ленинском районе – 8; в Октябрьском районе – 4; в Орджоникидзевском районе – 7; в Чкаловском районе – 6.

В целях развития ТОС в Екатеринбурге принято Положение о порядке проведения конкурса на муниципальный грант для территориального общественного самоуправления в муниципальном образовании "город Екатеринбург", утвержденное решением Екатеринбургской городской Думы от 12.12.2006 № 97/33. Положение предусматривает, что одним из условий для получения муниципального гранта является следующее: ТОС создано и зарегистрировано в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ, положениями, утвержденными городской Думой. Еще одним условием получения гранта является наличие у ТОС прав юридического лица.

Таким образом, ТОС является действенной формой участия населения в осуществлении местного самоуправления. Развитию ТОС способствуют и органы местного самоуправления, поскольку совместное сотрудничество органов власти и ТОС как раз и направлено на развитие местного самоуправления.

Вопрос: #1



Какие у этой системы могут быть преимущества?

К сожалению, далеко не всем российским гражданам известна даже расшифровка аббревиатуры ТОС. С чем может быть связан столь низкий уровень ознакомленности с одним из видов самоорганизации? Скорее всего, население попросту не знает о пользе ТОСа. Какие у этой системы могут быть преимущества?

Создание территориального самоуправления жителями конкретного населенного пункта может поспособствовать скорейшей реализации всех предложений и идей. Организовавшиеся в ТОС граждане имеют возможность вносить на рассмотрение свои пожелания, после чего заниматься их достижением на практике. Как правило, все идеи носят локальный характер, а потому могут быть полезны и для других граждан. Проживающие рядом люди поддерживают друг друга в реализации отдельных инициатив, а потому развитие населенного пункта происходит довольно быстро. Подобное вряд ли можно организовать во взаимоотношениях с ЖЭКом: как правило, его представители заняты куда более важными делами. Какие вопросы наиболее часто поднимаются в рядах представителей ТОСа? Это благоустройство места проживания, организация спортивных или детских площадок, сохранение культурного наследия, ликвидация свалок, проблема экологии и многое другое. К тому же у представленной формы самоорганизации есть одно существенное достоинство: все предложения, направленные от организации в органы местного самоуправления, обязательно должны быть рассмотрены.

 

Вопрос: #2



Чем занимаются граждане, входящие в систему территориального общественного самоуправления? 

К их исключительным полномочиям относится: принятие устава, внесение в него изменений и дополнений; разработка и утверждение сметы расходов и доходов ТОСа, формирование отчета о качестве исполнения такой сметы; установление структуры ТОСа, формирование плана о самоуправлении; избрание органов ТОСа; своевременное рассмотрение и принятие отчетов о деятельности ТОСа.

Целью рассматриваемых органов должно быть представление интересов населения, обеспечение исполнения их решений, принятых на собраниях и конференциях. Должна качественно реализовываться хозяйственная деятельность, касающаяся благоустройства той или иной территории. В каждом территориальном образовании должен присутствовать устав ТОСа. В этом документе должны быть зафиксированы следующие моменты: способы и порядок принятия решений; территориальное образование, на котором должны осуществляться функции; порядок формирования и прекращения обязанностей и полномочий, а также установление срока их действия; задачи, формы, цели и основные направления работы ТОСа; причины для прекращения работы ТОСа, а также порядок ликвидации организации; способы приобретения собственности, порядок распоряжения и пользования ею. Согласно статье 27 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, дополнительные требования к организационному уставу устанавливаться органами местного самоуправления не могут.

Вопрос: #3



Что это такое - ТОС и как его можно создать?

Что это такое - ТОС и как его можно создать? Ответы на эти вопросы находятся в статье 27 ФЗ "О местном самоуправлении в России". Опираясь на закон, следует рассказать о том, как именно можно сформировать и зарегистрировать систему территориального самоуправления. Первое, что необходимо, - это наличие группы инициативных граждан, обладающих достаточно высоким уровнем правовой культуры. Минимальное количество граждан, готовых к созданию ТОСа, не должно быть меньше 3 человек.

Далее следует установить границы ТОСа. Это должна быть территория одного подъезда, целого дома, группы домов, микрорайона и т. д. Все границы должны быть зарегистрированы в уполномоченном органе местного самоуправления.

Еще одним важным этапом в создании ТОСа является проведение учредительного собрания или конференции граждан, на котором следует определить наименование ТОСа, его устав, органы управления, председателей и многое другое. Последним этапом в создании самоуправления должна быть регистрация в соответствующем государственном органе в качестве юридического или не юридического лица. 

Как создать ТОС в Екатеринбурге

Вопрос: #4



Какая польза от ТОС жителям и муниципалитету?

Для областного руководства это:
 1.  Эффективные рычаги управления территориями;
 2. ТОС - это инструмент выявления, собственных внутренних резервов, общественности и бизнеса для решения задач  развития территории;
 3.  Механизмы мониторинга и мягкой коррекции общественного мнения, создания позитивного имиджа органов публичной власти;
 4. Снижение социальной напряжённости;
 5. ТОС - это эффективный способ информирования населения без привлечения СМИ;
 6. Сильные ТОС это вклад в создание узнаваемого бренда Свердловской области и рост инвестиционной привлекательности;
 7. ТОС содействуют межведомственным коммуникациям в интересах жителей.

Преимущества для муниципальных образований:
1.  Социально-экономическое развитие муниципалитета становится управляемым и предсказуемым за счет укрепления взаимодействия органов МСУ и населения;
2.  Состояние территории муниципалитета выходит из зависимости от общей финансово-экономической конъюнктуры;
3.  ТОСы - это гарантия участия жителей в решении наиболее острых проблем в различных социально-значимых сферах;
4.  Экономия расходов бюджета и времени реализации по социально-значимым направлениям за счет необязательности выполнения ТОСами требований ФЗ-44 о госзакупках, считаю одним из важнейших преимуществ;
5.  Возможность полного контроля органами местного самоуправления за эффективностью расходования ТОС выделяемых бюджетных средств;
6.  ТОСы - это самый быстрый, надежный и комфортный способ реализации норм федерального законодательства об общественном контроле, поддержке социально ориентированных НКО и иных законов, касающихся развития гражданского общества;
7.  ТОСы - это лучший механизм выявления и формирования конструктивного электората, повышение уровня удовлетворенности граждан;
8. ТОСы незаменимы в работе и обучении старших домов, от которых зависит очень многое.

И самое главное. Преимущества для населения самоуправляющейся территории:
1. Повышение качества жизни через  реализацию собственных инициатив;
Каждый житель может заявить о важной для него лично проблеме и принять непосредственное участие в ее решении;
2. Любой и каждый может реализовать свой личный потенциал и заслужить тем самым уважение соседей;
3. ТОС - это удобная,  постоянно действующая дискуссионная площадка;
4. Жители территории получают реальные, защищенные законодательством возможности непосредственно участвовать в распределении бюджетных средств и контроле за эффективностью расходов;
5. ТОС - это возможность установить надежные, рабочие и личные контакты с представителями органов власти, участвовать в формировании наказов для выборных должностных лиц.

Вопрос: #5



ТОС как юридическое лицо и без образования юридического лица

Самоорганизация граждан по месту их жительства может принимать несколько основных форм. Существует классификация, согласно которой ТОС может существовать как в качестве юридического лица, так и без него. Две эти формы отличаются общим числом возможностей по привлечению финансовых средств. Очевидно, что с юридическим лицом местное самоуправление быстрее пойдет на контакт, а потому такая форма выгоднее. Однако создать ее будет не так просто.

Создание ТОСа в качестве юридического лица проходит по нескольким этапам. Для начала следует обратиться в государственный регистрационный орган за получением организационно-правовой формы. ТОС будет иметь статус НКО - организации некоммерческого типа. Такой орган должен обладать: своим расчетным счетом в банковской организации; зарегистрированным уставом, в котором прописаны возможные виды предпринимательской деятельности; документами об имуществе организации и численности ее представителей. Члены такой организации будут иметь возможность самостоятельно распоряжаться своими финансами и материальными средствами. Получить необходимое количество денег из местного бюджета для реализации проектов также не составит труда. Есть также второй вариант: регистрация ТОСа как не юридического лица. В таком случае регистрации подлежит только устав - в районной, сельского поселения или городской администрации. Не будет возможности открыть расчетный счет, а обращаться за финансами можно будет только через муниципальные инстанции. 

Вопрос: #6



Конференция и собрание в чём отличие?

Согласно закону "О местном самоуправлении", статье 27, территориальное общественное самоуправление должно иметь высший орган. Как правило, таким органом является конференция или собрание. Собирается высший орган не реже одного раза в год. Принимать участие в нем могут только достигшие 16 лет граждане, проживающие на подконтрольной ТОСу территории. 

В пункте, население которого составляет не более 300 человек, проводится собрание. В нем должно принять участие минимум 100 делегатов. В противном случае формирование высшего органа будет признано несостоявшимися. Если же численность на отдельной территории превышает 300 человек, то стоит провести конференцию, в которой должны участвовать отдельно избранные представители. Возможно также заочное голосование путем сбора подписей за ту или иную инициативу. На конференциях или собраниях решаются наиболее важные вопросы, касающиеся территориального самоуправления. Это, например, формирование и принятие устава, внесение в него изменений, определение основных направлений деятельности, утверждение финансовых смет и планов, написание и подача обращения в органы местного самоуправления и т. д.

Практика показывает, что для регистрации юридического лица удобнее проводить конференцию, потому что учредителями ТОСа являются все участники и на подготовить документы по всем участникам собрания затруднительно. 

Вопрос: #7



Из чего складывается финансовая база ТОС

Ответ на этот вопрос дает статья 27 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Согласно закону, финансовая база ТОСа как юридического лица должна состоять из привлеченных и собственных средств. Привлекаются средства от органов местного самоуправления. Собственные же ресурсы формируются за счет взносов от местных жителей. Закон указывает на следующие основные источники финансирования ТОСа: денежные средства местных жителей, добровольно направленные на формирование и развитие структуры ТОСа; частные пожертвование не причастных к ТОСу лиц; целевое финансирование из бюджета муниципального или иного образования (нередко государственные органы или инстанции местного самоуправления устраивают конкурсы, итогом которых становится одноразовое или постоянное получение грантов и субсидий); финансовые средства, получаемые от реализации хозяйственной деятельности; гранты, получаемые от благотворительных организаций; финансирование ТОСа из местного бюджета по программе поддержки территориальных самоуправлений. Какими правами обладают территории муниципального образования на получаемые финансы? ТОС, зарегистрированный как юридическое лицо, имеет законное право: на добровольное кооперирование денежных средств для финансирования определенных программ; на самостоятельное использование финансов, имеющихся в распоряжении; на организацию экономической деятельности, направленной на достижение целей, прописанных в уставе; на пользование имуществом, которое было передано инстанциям ТОСа органами местного самоуправления и т. д. Стоит также отметить, что в собственности ТОСа могут кооперироваться денежные средства юридических и физических лиц. Важно лишь, чтобы все источники финансирования имели законный характер.

Вопрос: #8



Территориальным общественным самоуправлениям должна оказываться системная поддержка со стороны государства?

Территориальным общественным самоуправлениям должна оказываться системная поддержка со стороны государства. В этом и заключается основное преимущество рассматриваемой системы. Государство должно активно финансировать ТОСы, консультировать их по разным вопросам, предоставлять актуальную информацию, наконец, оказывать материально-техническую помощь

Существует множество примеров, когда система ТОСа получала различные государственные гранты. Таким образом, ТОС - это выгодная и полезная система, об организации которой должен задуматься каждый инициативный россиянин. 

Вопрос: #9



Ежегодная отчётность ТОС в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области

Ежегодно до 15 апреля в Минюст отправляется отчёт и сообщение:

1. Отчет о деятельности некоммерческой организации и о персональном составе
2. Сообщение о продолжении деятельности

Делается это через сайт в электронном виде http://unro.minjust.ru/Pages/102092.aspx 

Также можно распечатать и принести в бумажном виде в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области

+7 (343) 227-49-38,
+7 (343) 227-49-36
пн-чт 09:00–18:00, перерыв 13:00–13:45; пт 09:00–16:45, перерыв 13:00–13:45
просп. Ленина, 68 (этаж 3-5) 

Вопрос: #10