22 декабря 2017 в Доме Правительства Свердловской области состоялось совещание "Об организации деятельности органов территориального общественного самоуправления". Порядок выступления можно скачать здесь. К сожалению, не было возможности распечатать речь в 80 экземплярах, поэтому выкладываю её на сайте. Спасибо всем представителям муниципальных образований Свердловской области за интерес, надеюсь на сотрудничество.
Уважаемые коллеги, меня зовут Денис Викторович Каракоз, я Председатель Совета ТОС “Академический”.
Это крупнейший ТОС в России, победитель двух конкурсов Фонда Президентских грантов. Член общенациональной ассоциации ТОСов.
Хочу поделиться с вами нашим опытом и рассказать о территориальном общественном самоуправлении с ответом на главный вопрос - зачем нам нужны ТОСы?
ТОС - это эффективный инструмент коммуникации жителей для реализации собственных инициатив.
Хочу отметить, что ТОСы это не обычные НКО, они охватывают всех жителей определенной территории и имеют сложную процедуру регистрации через утверждение представительным органом муниципального образования (дума, совет, сход граждан), поэтому внимание к ним особое.
Территориальное общественное самоуправление регулируется Федеральным законом № 131 от 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Но жизнь не стоит на месте. Министерство Юстиции готовит законопроекты, где уточняются правила регистрации и другие моменты.
Радует, что ТОСы выделены отдельной строкой в конкурсе “лучшая муниципальная практика”, законопроект с уточненной заявкой уже прошел публичные слушания. Государственная Дума РФ 20.12.2017 приняла закон N 404-ФЗ "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "Об общественных объединениях". Расширены полномочия постоянно действующего коллегиального руководящего органа общественной организации. Устанавливается, что уставом общественной организации может быть предусмотрено, что к компетенции постоянно действующего коллегиального руководящего органа общественной организации может быть отнесено утверждение годового финансового отчета общественной организации. Ранее указанные полномочия могли осуществляться только съездом общественной организации - высшим руководящим органом. Тем, кто уже работает с деньгами, эти поправки очень помогут.
В регионах также поддерживаются законотворческие инициативы, активно принимают отдельные Законы “О поддержке территориального общественного самоуправления”. Из последних можно отметить принятие таких законов в Московской, Ульяновской, Архангельской областях, в республике Бурятия , на подходе ещё ряд регионов и уверен, что Законодательное собрание Свердловской области тоже не останется в стороне.
Теперь давайте немного о деньгах.
ТОСы идеально вписались в государственную программу инициативного бюджетирования, когда предложенный жителями проект реализуется через софинансирование.
Из доклада Министерства Финансов Российской Федерации о лучшей практике развития "Бюджета для граждан" видно, что ТОСы стали операторами этих программ, в 2017 году было освоено: в Вологодской области 16 млн рублей, в Республике Коми 42 млн, а в Республике Татарстан и Ульяновской области на социально-значимые проекты именно ТОСов из регионального бюджета выделено по 50 млн, рублей.
Федеральный бюджет со своей стороны, работает с ТОСами на прямую через Фонд президентских грантов, размер которого в 2017 году составил 6,5 млрд. рублей. Поэтому предлагаю организовать работу так, чтобы привлечь максимальный объем финансирования в нашу Свердловскую область через реально работающие и поддерживаемые населением ТОСы. Более того, они могут организовать работу других НКО на своей территории.
Хорошим примером может стать наш ТОС “Академический”, который благодаря помощи Администрации Ленинского района города Екатеринбурга и поддержке жителей, только в этом году на социально-значимые проекты привлек один млн. рублей из Фонда президентских грантов и 180 т.р. субсидий от города в рамках развития гражданского общества и местного самоуправления, а также стратегического плана развития города. Мы, как ТОС, занимаемся созданием Молодёжного движения, обработкой территории от клещей , организацией экскурсий, показываем кино на воздухе, ведём рейтинг управляющих компаний, строим парковки и многое другое, что говорит об уникальности ТОС как универсальной некоммерческой организации, которая может получать финансирование по всему спектру грантовых направлений.
Важно! - эти деньги выделяются при условии софинансирования, как и по программе «Формирование комфортной городской среды», где жителям предлагается софинансировать 5% общих затрат. Но и здесь у ТОСов есть своё преимущество, мы можем внести вклад услугами или работой конкретных людей, которые отражаются в отчетах в рублях.
Дополнительно на сайте ТОС мы реализовали платформу для сбора денег от жителей на конкретные проекты. Так, в этом году оборот превысил 100 тыс. рублей и порядка 250 тыс. рублей были пожертвованы на мою личную карточку через соц. сети, которые мы интегрируем в информационные ресурсы ТОС.
Теперь что сказал Владимир Владимирович Путин.
5 Августа 2017 года с участием Президента прошло Заседание Совета по развитию местного самоуправления, где ещё немодное слово ТОС прозвучало 40 раз. Президент поручил активнее привлекать граждан к развитию тех муниципалитетов, где они проживают.
По итогам этого совещания, 5 октября 2017 г. полномочный представитель Президента Игорь Холманскихпровел заседание Совета по вопросам развития местного самоуправления, на котором, в числе прочего, приняты следующие решения со сроком исполнения до 30 декабря этого года:
Первое: принять дополнительные меры по оказанию содействия созданию структур ТОС в малых городах и муниципальных районах
Второе: предложить главам муниципальных образований при формировании муниципальных бюджетов предусмотреть оказание финансовой поддержки структурам ТОС
И третье: рассмотреть целесообразность формирования ассоциации ТОС в рамках Свердловской областикак субъекта Российской Федерации.
Со своей стороны мы уже инициировали создание такой ассоциации, которая поможет организовать ТОСыво всех муниципальных образованиях Свердловской области. Более того в наших планах провести обучениеи при необходимости помочь с финансовой отчётностью. Ведь мы понимаем, что инициативные граждане хорошо организовывают людей на местах, но зачастую не сильны в бумажках, здесь мы им поможем.
Дополнительно будет создана единая электронная инвентаризационная ведомость имущества ТОС, доступная на сайте. Любой организатор социально-значимого мероприятия сможет запрашивать это оборудование в ТОСах напрямую или через ассоциацию. Это уже реализовано в ТОС “Академический” на балансе которого имущества на 168 т.р. оставшегося после реализации проектов.
Работы у нас много, ведь в Свердловской области ТОСы есть только в 22 муниципальных образованиях из 94 (23%), а в соответствии с федеральной программой "Региональная политика и федеративные отношения”, на которую только в 2018 году заложено 16,5 млрд. рублей, ожидаемым результатом является увеличение доли муниципальных образований, в которых созданы и функционируют органы территориального общественного самоуправления, до 35%. Поэтому прошу вас поддержать инициативы граждан по созданию ТОС и научиться пользоваться всеми преимуществами общественного самоуправления на местах.
В заключение, самое главное! Так зачем нам нужно развивать территориальное общественное самоуправление?
Для областного руководства это:
1. Эффективные рычаги управления территориями;
2. ТОС - это инструмент выявления, собственных внутренних резервов, общественности и бизнеса для решения задач развития территории;
3. Механизмы мониторинга и мягкой коррекции общественного мнения, создания позитивного имиджа органов публичной власти;
4. Снижение социальной напряжённости;
5. ТОС - это эффективный способ информирования населения без привлечения СМИ;
6. Сильные ТОС это вклад в создание узнаваемого бренда Свердловской области и рост инвестиционной привлекательности;
7. ТОС содействуют межведомственным коммуникациям в интересах жителей.
Преимущества для муниципальных образований:
1. Социально-экономическое развитие муниципалитета становится управляемым и предсказуемым за счет укрепления взаимодействия органов МСУ и населения;
2. Состояние территории муниципалитета выходит из зависимости от общей финансово-экономической конъюнктуры;
3. ТОСы - это гарантия участия жителей в решении наиболее острых проблем в различных социально-значимых сферах;
4. Экономия расходов бюджета и времени реализации по социально-значимым направлениям за счет необязательности выполнения ТОСами требований ФЗ-44 о госзакупках, считаю одним из важнейших преимуществ;
5. Возможность полного контроля органами местного самоуправления за эффективностью расходования ТОС выделяемых бюджетных средств;
6. ТОСы - это самый быстрый, надежный и комфортный способ реализации норм федерального законодательства об общественном контроле, поддержке социально ориентированных НКО и иных законов, касающихся развития гражданского общества;
7. ТОСы - это лучший механизм выявления и формирования конструктивного электората, повышение уровня удовлетворенности граждан;
8. ТОСы незаменимы в работе и обучении старших домов, от которых зависит очень многое.
И самое главное. Преимущества для населения самоуправляющейся территории:
1. Повышение качества жизни через реализацию собственных инициатив;
Каждый житель может заявить о важной для него лично проблеме и принять непосредственное участие в ее решении;
2. Любой и каждый может реализовать свой личный потенциал и заслужить тем самым уважение соседей;
3. ТОС - это удобная, постоянно действующая дискуссионная площадка;
4. Жители территории получают реальные, защищенные законодательством возможности непосредственно участвовать в распределении бюджетных средств и контроле за эффективностью расходов;
5. ТОС - это возможность установить надежные, рабочие и личные контакты с представителями органов власти, участвовать в формировании наказов для выборных должностных лиц.
Спасибо Наталье Викторовне за организацию совещания.Спасибо Владимиру Васильевичу за помощь в докладе.
С наступающим Новым годом! |